Россия в погоне за международными стандартами финансовой отчетности

В наше время, все чаще в разговорах и специализированных статьях по экономике и финансам появляется информация об МСФО. У многих возникает вопрос: «Зачем нам данная аббревиатура, система консолидации информации о финансах предприятия, пришедшая к нам с запада»? Ведь сейчас не самое лучше время брать ориентир в их сторону, понимая всю противоречивую ситуации в отношениях России со странами Запада?
[spoiler]
Но, уважаемые читатели, давайте не будем давать поспешной оценки, пока не рассмотрим данный вопрос более детально. Итак, вспомним историю, как же все-таки и зачем стала использоваться в ряде стран финансовая отчетность международного уровня. В 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали единую международную, неправительственную организацию, которой было дано название – Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).

Долго не будем останавливаться на том, что данный комитет в апреле 2001 года, в рамках реорганизации, заменил аббревиатуру «КМСФО» на Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Главный результат данной организации был получен в 2005 году, а именно: обязать все компании, акции которых контролируются на биржах Европы, готовить консолидированную отчетность по МСФО.
 
Хорошо, с историей все понятно, скажете вы. Но причем тут Россия? Ведь у нас принято «Положение по бухгалтерскому учету» (ПБУ), которого все компании строго придерживаются и проверяются контролирующими органами. На основании данного «Положения», готовятся специалисты российских вузов, которые потом идут работать бухгалтерами, экономистами, коммерческими директорами и т.д.

Тем более, если отказаться от ПБУ и наших национальных традиций учета, то это снизит международный имидж России, потому что только слаборазвитые страны не имеют своей специфики учета. Ну, и, наверное, самый весомый аргумент: нельзя передать функции регулирования бухгалтерского учета общественным организациям, по причине противоречия Постановлению Конституции Суда РФ от 01.04.2003 г №4-П. А в ней четко прописано, что бухгалтерский учет является гарантией единого рынка, основой конституционного строя РФ. Поэтому, все эти аспекты должны быть приняты во внимание в реализации предложений по реформации бухгалтерского учета.
 
Но, сколько бы доводов мы с вами не приводили о необходимости придерживаться «Положения по бухгалтерскому учету» (ПБУ), и полного отрицания перехода на МСФО, истина все равно такова - нашей стране необходимо вхождение в мировой рынок. Поэтому адаптация российской системы бухгалтерского учета неизбежна. Россия должна осторожно и постепенно совершенствовать систему национального бухгалтерского учета. И это совсем не значит, что нужно полностью менять одну систему на другую.

Учет должен быть поставлен таким образом, чтобы компании могли получать информацию автоматизировано в двух проекциях. И трудностей на этом пути будет не мало, таких как: сложная автоматизация двух кардинально разных систем учета (об отличиях систем в следующих статьях), нехватка квалифицированных кадров, высокие затраты, отрицание руководства компаний об отражении полной и прозрачной информации и т.д.
 
В заключении надо отметить, что переход на МСФО – это важный и сложный шаг для нашей страны. Неоднозначный процесс несет положительных последствий намного больше, чем отрицательных для Российских компаний. Даже не побоюсь сказать, что и для экономики нашей страны в целом. А именно, отчетность станет более информативной и прозрачной, обоснованный анализ в оценке рентабельности предприятия и других важных финансовых показателей. Так же, повысится уровень специалистов на рынке труда бухгалтерских, финансовых и IT-услуг, а так же, данные специалисты станут более востребованными. Российские производственные компании станут более конкурентноспобными на мировом рынке, и использование заемных средств будет рациональным.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить