Хотели усилить позиции, поглотив фирмы в конкурентной борьбе, а получили хаос по налогам

Есть легенда о том, как Бог при существующем мраке, пустоте и холоде решил оживить мир. Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших определенную форму и очертаний. Затем создал свет и тьму, разделив друг от друга, и, назвав день и ночь.  Это все было сделано в первый день мироздания. В течение семи дней происходили явления по созданию и усовершенствованию мира по представлениям христиан и иудеев.
[spoiler]
Точкой отсчета создания и усовершенствования бизнеса в России, я считаю начало 90-х годов. Первые попытки, как и первые блины, были комом. А касаемо первых шагов в предпринимательстве, блинов не получилось даже слишком много, причем эти неудачи, как правило, сопровождались криминалом и заканчивались быстро и прискорбно.

Ну не об этом сегодня моя статья. Те времена давно прошли, бизнес легализовали, бывшие руководители стали действовать в правовом поле, а новое поколение предпринимателей работает уже с совсем иными инструментами построения бизнеса. Экономика страны, конечно, не всегда была к нам лояльна, но констатировать тот факт, что мы научились строить бизнес не хуже, чем в других развитых странах - отрицать нельзя.  

В конкурентной борьбе предприятия часто подвергаются трансформации, т.е. предметом купли продажи становятся не только активы предприятия, но и сами предприятия, образующие холдинги. Процесс создания и развития предприятия, сложная и долгая дорога, идя по которой формируется деловая репутация, подразумевающая техническую оснащенность, действующую клиентскую базу и связи, квалифицированный персонал, уникальный продукт, бренд, торговый знак и т.д. Чтобы все это было, сначала вы работаете на свою репутацию, и только потом она будет работать на вас, принося прибыль. Поэтому даже в конце пути, если вы примите решение продать компанию, то при хорошей деловой репутации, вам заплатят сверх балансовой стоимости активов – положительный гудвилл.

Вроде все замечательно и просто и тем, кто покупает предприятие с хорошей репутацией, расширяя свой бизнес и возможности, и тем, кто продает, так как всё, что было затрачено, можно вернуть с лихвой и вложить. Например, в новое направление бизнеса, менее охваченного на российском рынке. Но не надо забывать, что в случае покупки, и, в случае продажи налоги никто не отменял.

Трудности уже начинаются с того, что предпринимательская деятельность набирает в России все более и более быстрые обороты, но законодательство попросту не успевает. Даже термина юридического goodwill (гудвилл) в российском праве нет. Как же тогда вести защиту и сопровождение данных сделок, чтобы они попусту не оказались схемами мошенничества или творческой, не подкрепленной документально выдумкой, продающей стороны?

Отдаленное упоминание все же есть в Международных стандартах финансовой от четности (МСФО), а так же в разд. 8 «Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н». Но опять же повторюсь, что это только упоминание. Поэтому позиция судов может быть разной и неординарной, а вы попросту не защищены должным образом.

В бухгалтерском учете деловая репутация – это разница между ценой приобретения предприятия и его активов. В данном случае деловая репутация будет определена, как нематериальный актив, согласно п.4 ПБУ 14/2007. Амортизируется, как и все НМА в течение 20 лет или не более срока существования компании. Отрицательный гудвилл - такое тоже может быть, включается в доходы будущих периодов, равномерно относящиеся на финансовый результат компании, как прочий доход в течение того же срока.

Налоговый учет, как мы уже понимаем, будет гораздо сложнее и запутаннее. Тут возможно будет не обойтись без привлечения сторонних специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, так как рядовые бухгалтера вряд ли смогу справиться с данной задачей. Во-первых, она неординарная, требующая знания не только бухгалтерского учета, но и правового законодательства. Во-вторых, данная система поглощения пока не имеет масштабного распространения на территории России, чтобы «подсмотреть» методологию своих коллег. В-третьих, ситуация никогда не будет шаблонной, она всегда будет иметь индивидуальный характер и свой сценарий проведения сделки.

Продавая предприятие, возникает проблема определения НДС. Необходимо учитывать поправочный коэффициент. Поэтому налоговая база будет равна произведению балансовой стоимости и поправочного коэффициента. Различия и особенности по определению НДС будут иметь место, если в компании есть ценные бумаги, при принятии решения по переоценки их или нет. Налог на прибыль будет определен, как разница между ценой приобретения и стоимостью чистых активов. Актив за вычетом обязательств – доход налогоплательщика.  

Учет расходов по покупке предприятия, осуществляется на основании передаточного акта. Данный вопрос регулируется ст. 268.1 НК РФ. В нем данный имущественный комплекс уже не рассматривается как единый объект сделки, а на основании полной инвентаризации. Полная стоимость определенна в договоре продажи. Сумма надбавки, уплачиваемая покупателем, признается расходом равномерно в течении пяти лет, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс. Так же нельзя забывать о возникновении отложенных налоговых обязательствах, компаниям, применяющих ПБУ 18/02.

Вот и получается, уважаемые читатели, что термин «гудвилл» наше законодательство не знает, но расчет и оплату налогов никто не отменит. Подводных камней по их определению много, но мы надеемся на то, что данный пробел в законе будет устранен в ближайшее время.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить