Совместительство, что это такое и как правильно отразить в 1С:ЗУП 3.1?

Как правильно вести учет в 1С:ЗУП3.1 по сотрудникам принятых на работу по совместительству


Многих бухгалтеров, данный прием на работу ставит в ступор, в связи с этим, возникает много вопросов:
• как правильно принять совместителя и вести учет по нему в программе 1С:ЗУП 3.1?
• чем отличается совместитель от совмещения должности?
• какие кадровые документы нужно заполнять для сотрудников по совместительству?
• и т.д.

Совсем немного остановимся на законодательстве, так как это неотъемлемая часть для ведения бухгалтерского учета. И, вот у нас с вами, есть два похожих термина: совместительство и совмещение.
 
Самое основное отличие совместительства (СТ. 60.1 ТК РФ) – когда сотрудник у нас работает, выполняет дополнительные обязанности в свободное, от его основной работы время. И работает он еще по одному трудовому договору, т.е. заключаем новый трудовой договор.

При этом он может работать, как у того же самого работодателя, тогда это будет внутреннее совместительство, либо у другого работодателя – это будет внешнее совместительство. Поэтому, совместительство - работа в свободное от основной работы время, по новому трудовому договору.

И для сравнения, совмещение (СТ. 60.2 ТК РФ) – это сотрудник, выполняющий какие-то дополнительные обязанности в течение установленной продолжительности рабочего дня. То есть, время рабочее у него не увеличивается, работает, как и работал, но должен делать чуть больше!



Поэтому, помимо трудового договора, должен выполнять еще какие-то дополнительные обязанности. И за то, что он работает больше, вводится доплата за совмещение. Естественно, новый трудовой договор не заключается. Обычно заключается дополнительное соглашение к текущему трудовому договору, где прописаны параметры такой установленной доплаты за совмещение.
 
Подробно, детально, чтобы разобраться что это и зачем, разобрать нюансы в правовом регулировании, я рекомендую вам ознакомиться на сайте ИТС, где есть справочник кадровика и там все это очень детально разобрано с примерами. (См. ИТС Справочник кадровика https://its.1c.ru/db/stafft#content:34181:hdoc)

Теперь посмотрим, как оформляется совместительство в зарплатной программе. Совместительство, еще раз – это второй трудовой договор. Значит дополнительный элемент справочника сотрудники и дополнительный документ приема на работу. Причем, если у нас внутреннее совместительство, то обратите внимание, что два элемента в справочнике сотрудники.

Один, получается, для основного работника, а второй для внутреннего совместителя. Но, эти два сотрудника связаны только с одним физическим лицом. Так как налог на доходы физических лиц рассчитывается для физ.лица в целом, а так же и страховые взносы, и, поэтому отчетности сдаем по физ.лицу, а не по сотрудникам. Поэтому обратите, пожалуйста, на это внимание, при вводе нового приказа о приеме на работу по совместительству. Контролируем, чтобы не произошло дублей в справочнике физических лиц.

Совместители имеют свой определенный учет времени, поэтому при приеме на работу назначается свой график работы. Обратите внимание, что в законодательстве есть ограничения – это график не должен быть более 4 часов в день. И не более половины месячной нормы полного графика. Назначение  оплаты труда – это полный комплект начислений по должностям, на которые сотрудник принимается.  

Теперь давайте рассмотрим такой пример: у нас есть сотрудник Громов Анатолий Петрович, который работает бухгалтером в организации ООО «ПРОМСТРОЙМАТЕРИАЛЫ». Так же он в этой организации выполняет функции за дополнительную оплату ½ ставки. С ним оформлен трудовой договор на условиях внутреннего совместительства. Переходим к данному оформлению в 1С.
Находим этого сотрудника в общем списке: Громов Анатолий Петрович, вот он (Рис.1). По основному месту работы он у нас принят бухгалтером. Теперь наша задача принять его по совместительству - внутреннему. Всегда прием на работу мы начинаем с создания нового сотрудника. Выбираем организацию.


Рис.1
И дальше важно в программе правильно ввести фамилию. Мы вводим фамилию, и программа вас спрашивает, что физ. лицо такое уже есть и он у нас действительно есть, так как уже работает по основному месту работы. Поэтому важно понимать, что мы его же принимаем на работу или это однофамилец? В нашем случае нам нужно именно это физ. лицо и мы соглашаемся, да, это тот, кто нам нужен (Рис.2).


Рис.2
Персональные данные этого сотрудника автоматически заполнились по физическому лицу и сохраняем эту информацию, нажимая кнопку принять на работу. Регистрируем новый прием на работу (Рис. 3).


Рис. 3
Устанавливаем дату приема, например, 01.07.2018. Выбираем подразделение Администрация. На должность сторож (Рис.4).


Рис.4
Теперь, что получается, у нас было в условии, что он принимается на неполную ставку. По умолчанию в программе возможность учета таких работников работающих на неполную ставку  отключено (Рис.5).


Рис.5
У нас такие сотрудники есть, нужно проверить настройку кадрового учета. Должна быть установлена галочка - Используется работа по неполной ставке (Рис.6).


Рис. 6
Флаг есть, значит, в нашем приеме на работу можно выбрать количество ставок. По-нашему примеру выбираем ½ (Рис.7).


Рис.7
Ставку установили и теперь переходим к графику. Еще раз напоминаю, что есть определенные  законодательные ограничения и обычно для совместителей настраиваем отдельный график работ. Давайте посмотрим, как его настроить.

Настроить можно сразу из приказа о приеме на работу, войдя в поле графики работы. Заходя в данную строку документа, программа предлагает выбрать возможные графики, которые были настроены в данной программе. Нас будет сейчас интересовать график по совместительству. Посмотрим, как его настроить (Рис.8).  


Рис.8
Заходим в график, он у нас пока пустой. Поэтому, чтобы сделать необходимые настройки, нужно зайти в поле - Изменить свойства графика (Рис.9).


Рис.9
Пусть наш сотрудник работает пять раз в неделю по 4 рабочих часа в день. Значит, мы так и настраиваем расписание работы с понедельника по пятницу по 4 часа. При этом устанавливаем флаг - не полное рабочее время, для того, чтобы норма рассчитывалась по другому графику – полного рабочего времени, выбираем  стандартную «Пятидневку» (Рис10).


Рис.10
Сохраняем настройки, и, именно этот график по совместительству, мы применяем данному сотруднику при приеме на работу. Вид занятости программа автоматически подобрала внутреннее совместительство, так как по основному месту работы сотрудник уже работает. Главное меню приказа о приеме на работу мы заполнили, теперь переходим на следующую вкладку - Оплата труда (Рис.11).


Рис.11
Оплата труда подтягивается у нас из штатного расписания. Обратите внимание, здесь указывается полный размер оклада, т.е. оклад за целую ставку. Поэтому руками ничего не меняем, все программа заполнила верно. А вот при расчете этот размер оклада будет пересчитан с учетом отработанного времени.

Соответственно, если сотрудник работает половину времени по 4 часа, вместо 8 часов, значит и зарабатывать он будет половину суммы от 24 тысяч рублей, но у меня еще в примере, организация, в которой есть районный коэффициент 15% и северная надбавка 50%, поэтому ФОТ не 12 тысяч рублей, а 19 800. И мы ФОТ видим в данном документе, программа все уже автоматически нам рассчитала. Теперь можно провести документ. Посмотрим, как начислится заработная плата (Рис.12).
 

Рис. 12
Сделаем заработную плату на примере июля 2018 г. Заполним документ. Зарплата будет заполняться отдельно для сотрудника по основному месту работы, вот его оклад 30 000.  И отдельно по внутреннему совместительству 12 000 рублей.
Итак, мы увидели с вами, что начисления рассчитываются отдельно. А вот, кстати, как нам сделать так для удобства работы в программе, чтобы видеть в списке сотрудников в документах в табличной части отличие сотрудника основного от совместителя? Посмотрите, сейчас в нашем документе название сотрудников ничем не отличается (Рис. 13).


Рис. 13
Конечно, можно совместителю добавить в наименовании совместитель. Но этого делать не нужно, так как программа умеет сама сформировать такие дополнения (Рис.14).


Рис.14
Посмотрите в настройках кадрового учета в самом конце можно задать правило формирования представления элемента справочника сотрудники. Сейчас - это просто фамилия, имя, отчество сотрудника. Мы в этой базе включаем фамилию, имя, отчество и в скобочках вид занятости и плюс дополнение, если оно задано для элемента справочника сотрудники (Рис.15).


Рис.15
Теперь в начисленной зарплате, я сразу вижу, вот это основной сотрудник, а вот здесь в скобочках написано внутренний совместитель.  Теперь нам будет достаточно удобно, особенно тогда, когда сотрудников на предприятии очень много (Рис.16).


Рис.16
Единственное, что это представление элемента справочника, если вы будете работать со справочником сотрудники в его типовой настройке, то вот этого отличия вы не увидите. Если вы хотите видеть именно в справочнике, то нужно изменить форму справочника. В правом верхнем углу, через функцию - Еще, выбираем - Изменить форму (Рис.17).


Рис.17
У нас открывается окно Настройка формы, в ней необходимо снять галочку Имя, а включаем видимость Ссылка, поставив галочку (Рис.18).
 

Рис.18
Это не сложная настройка, которая поможет настроить справочник сотрудников для удобства в работе, выделив совместителей из общего списка.  И резюмируем все то, что было уже написано, что у нас совместительство – это второй сотрудник, второй прием на работу, свой график работы и соответственно новый трудовой договор (Рис.19).  


Рис.19
На этом, эту статью я хочу закончить. Если у вас появятся вопросы, то напишите, пожалуйста, нам. Я благодарна каждому нашему клиенту, который работает вместе с нами, потому что только благодаря всем вам, наша компания процветает и развивается. Спасибо друзья, и до новых встреч!

Читайте так же следующую статью о совмещении в 1С:ЗУП.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить